Сколь огромно было количество надежд и ожиданий перед одним из старейших этапов чемпионата мира? Как искренне верила болельщицкая и профессиональная среда в то, что новый регламент все же вставит палки в колеса болидов Red Bull? И насколько все это оправдалось? Попробуем разобраться, подведя итоги девятого уик-энда чемпионата мира в классе автомобилей Формулы-1.
Проще говоря, команды из лидирующей группы рассчитывали на то, что без, так называемого, выдувного диффузора Себастьян Феттель и Марк Уэббер окажутся в зоне досягаемости на треке и в таблице. Естественно, никто не ставил новый регламент во главу угла. Расчет скорее был сделан на то, чтобы посмотреть, как поведут себя машины Red Bull в таких условиях, и что необходимо предпринять McLaren, Ferrari и, может быть, Mercedes GP, дабы усилить давление на лидеров первенства.
Документально подтверждено, что непосредственно во время гонки пилоты McLaren быстрее. Только Хэмильтон и Баттон оказались способными прервать гегемонию Феттеля в этом году, по разу поднявшись на высшую ступень пьедестала. Причем и в Китае и в Канаде британцы буквально дожимали действующего чемпиона мира, заставляя совершать ошибки на последних кругах. Так случилось бы и в Монако, но обстоятельства сложились в пользу немца. К тому же, начали подтягивать результаты пилоты Ferrari. Алонсо, может не в полной мере, но возвращается к былым кондициям, а Масса, обеспокоенный своим местом в «скудерии» на будущий год, в последних трех гонках сумел стабилизировать показатели, создав почву для их улучшения.
Итак, очевидно, что к середине сезона результаты начинают уплотняться вне зависимости от работы диффузора, но, по всей видимости, в Red Bull на это наплевать. Во время тренировок на залитой трассе в Сильверстоуне Феттель, в отличии от своего партнера, не рвался показывать высокие результаты, толи усыпляя бдительность конкурентов, толи из-за простого нежелания мокнуть. Уэббер же в свою очередь ехал в умеренном темпе, проверяя возможности машины на скоростной, но мокрой трассе, пока за первую строчку боролись пилоты Mercedes и Ferrari, а вот проблемы McLaren стали обрисовываться уже по ходу первой сессии. Ни Дженсон, ни Льюис не смогли раскрутить свои машины на высшие показатели. Тем более это стало сложно, когда за дело всерьез взялись Уэббер, Масса и Алонсо. Австралиец быстро выхватил лидерство, чем убил все поползновения конкурентов.
Гегемония Red Bull продолжилась и в квалификации, когда Уэббер расположился на поул-позиции, а первую линию с ним разделил Феттель. Но самое главное то, что к началу гонки стало известно, что ограничений на диффузор больше не будет. Дольше всех сопротивлялись Ferrari и Sauber, который лоббировал интересы «скудерии», но признав очевидным факт, что изменения регламента в середине сезона могут им только помешать, поспособствовав улучшению результатов всех команд, согласились оставить технику в том состоянии, в котором она появилась в начале сезона.
Окрыленные маленькой победой над FIA, Red Bull доминировали всю гонку, не давая никому усомниться в скорости своих болидах, а вот репутация McLaren оказалась под большой угрозой. Для команды из Уокинга, снижение сил лидера могло решить сразу несколько проблем. Поползновения в сторону выхода мог прекратить лидер команды Льюис Хэмильтон, а так же MP4-26 смогли бы чаще начинать гонки с верхних рядов стартовой решетки, ведь именно квалификация остается ахиллесовой пятой McLaren. В сложившихся обстоятельствах, расстроенные пилоты вновь оказались вынуждены атаковать на всех участках трассы. Одно обстоятельство могло сыграть им на руку. Расположившись на третьем и пятом рядах стартового поля, пилоты могли переждать, пока лидеры активно «просушат» трассу и первыми уйти в боксы за сликами, на которых продемонстрировали бы свою истинную скорость. Но такой тактики придерживался только Баттон. Хэмильтон сразу рванул в бой и к третьему кругу вышел на пятую позицию, обойдя неспешно «пылящего» партнера, который на 12 круге открыл волну пит-стопов, обув мягкий слик, тогда как Льюис сделал это кругом позже, скорее потеряв, чем приобретя. Кто знает, как бы закончилась гонка, если бы на втором пит-стопе переднее правое колесо на машине Баттона, умеющего ехать быстро, при этом сохраняя резину свежей максимально долго, было прикручено лучше. Ошибка механика с «леденцом» - слишком рано он выпустил пилота, оставив отстаивать честь Британии перед братом наследника престола Льюису Хэмильтону.
Вообще ошибки на пит-стопах стали лейтмотивом всей гонки и во многом предопределили результат. Первый тревожный звонок – первая «переобувка» Марка Уэббера. Отчего-то механики сильно замешкались и австралиец провел на пит-лейне намного дольше ожидаемого ,выпустив вперед Фернандо Алонсо, который атаковал его на протяжении всего отрезка гонки, на котором они ехали друг за другом.
Фернандо, в свою очередь, заметно рвал темп езды. Явных причин для этого не было, но испанец то приближался к впереди идущей машине на расстояние равное 0,3 секунды, то сам увеличивал отрыв до 5 и более секунд. Но, оказавшись за лидером гонки, двукратный чемпион мира тушеваться не стал. Алонсо и Феттель смогли коллективом уехать от преследователей, а увеличив отрыв, так же вместе отправиться за новыми покрышками.
Тот самый звонок услышал и Феттель. Вновь замешкались механики и вновь с левым задним. Возможно, обслуживающий персонал Ferrari более профессионален, возможно у Red Bull возникли технические проблемы с гайковертом, но узрев застрявшего у боксов Феттеля, Алонсо быстро и беспрепятственно уехал за первой в сезоне победой, которая после этого решающего обгона на пит-лейне, досталась испанцу легко и непринужденно.
Так же как и подиум для Феттеля и Уэббера. Никто не смог организовать на них давление. Хэмильтон был занят борьбой за четвертое место, там же был Масса. Пилоты Mercedes GP вновь оказались быстры только в рамках тренировок. В реальных боевых условиях ни Шумахер ни Росберг ничего не могут противопоставить конкурентам. Но и этот результат определенно лучше, чем те, на которые сподобились в Lotus Renault. Болиды, одни из которых пилотирует Виталий Петров, выключились из борьбы за высшие достижения и обрекли себя на противостояние с Sauber, Williams и Force India, которые в некоторых эпизодах оказываются еще и быстрее. Петров и Хайфельд могут рассчитывать на очки только в условиях грамотных тактических решений, которых не видно с самой первой гонки в Мельбурне. А для болельщиков «выборгской ракеты» обидно еще и то, что Петров проигрывает уже и в очной дуэли своему партнеру, который все-таки сподобился на 4 очка в итоговом протоколе уик-энда.
Резюмируя произошедшее можно сказать, что рассчитывать на серьезную борьбу в рамках первенства 2011 года, скорее всего, не придется. Red Bull в полном порядке на столько, что даже FIA не в состоянии навредить команде Кристиана Хорнера. Догоняющие же, всерьез должны задуматься над своим положением, а может и организовать кадровые перестановки на самом высшем уровне и среди пилотов. Тем более что к началу следующего сезона кандидатов ожидается предостаточно.