Аттестация рабочего места водителя, тракториста

traktor

Наша жизнь уже не представляется без наличия транспортных средств. На момент выпуска первых моделей автомобиля, транспорт считался роскошью. Сегодня это лишь средство комфортного передвижения. Он имеется у многих, и, иной раз, даже не в единственном экземпляре. С одной стороны, удобство, с другой – опасность, которая таит в себе открытая общедоступность в его эксплуатации. В данном случае подразумевается картина аварий.

Порой, аварии случаются из-за неисправностей деталей. Подобные случаи можно предупредить с помощью регулярного проведения технических осмотров. А вот у специализированных водителей, которые являются работниками какой-либо организации и для которых транспортное средство считается рабочим местом, проследить подобные изменения и предупредить аварийные ситуации можно также с помощью проведения аттестации рабочих мест (АРМ, - ред.). Благодаря АРМ удается установить, какие негативные факторы влияют на водителя в процессе трудовой деятельности, разработать методы по их устранению (если это возможно), установить медицинские осмотры, компенсации и льготы.

Под рабочим место водителя принято подразумевать кабину транспортного средства. В ней он, как правило, проводит более 50% своего рабочего времени. Кабина транспортного средства должна соответствовать нормативным требованиям безопасности, чтобы исключить влияние вредных и опасных факторов на водителя. Рабочим местом может являться любое транспортное место водителя: начиная от мопеда (часто используется в работе курьеров, разносчиков пиццы), заканчивая самоходными (специальными) средствами (колесными и гусеничными тракторами и т.д.). Все категории работников будут считаться водителями. Поэтому, аттестацию рабочего места тракториста, водителя автобуса и т.д. будем относить к общему понятию – АРМ водителя, потому как процесс, вне зависимости от вида транспортного средства, будет проводиться по единой схеме.

Единая схема – это порядок, в соответствии с которым проводится аттестация. Таковым является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года №342н. При аттестации проводится инструментальная и экспертная оценка условий труда. Для того, чтобы начать ее, необходимо определится с составом аттестационной комиссии и аттестующей организацией, в полномочия которой входит проведение инструментальных замеров вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, - ред.). К выбору аттестующей организации работодатель должен подойти серьезно, потому как, любое несоответствие в представленных сведениях в органы государственной инспекции по труду приведет к тому, что АРМ придется проводить заново. А это довольно затратное дело. Подробнее с требованиями и рекомендациями при выборе организаций по аттестации, Вы можете ознакомиться в материале: «Организации, проводящие аттестацию рабочих мест».

При проведении АРМ выделяются наиболее типичные факторы, характерные для рабочего места водителя. При управлении автомобилем водитель подвергается влиянию следующих ВОПФ:

  • шум;
  • вибрация локальная (общая);
  • неблагоприятные климатические условия;
  • загрязнение воздуха кабины различными примесями.

Сила звуков при движении зависит от мощности двигателя и от звукоизоляции в кабине. Предельно допустимые нормы при передвижении легковых автомобилей, автобусов, специальных автомобилей, согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96, равны 60-70 дБА. При превышении показателей шума у водителя повышается уровень утомляемости, ухудшается острота зрения, теряется равновесие. Вибрация существенно снижает качество внимания и точность действий, провоцирует головокружение и головную боль. Особенно сильные величины вибрации и шума наблюдаются в кабинах трактористов, потому как, существует открытый тип кабины и закрытый. При открытом кузове естественный шум машины невозможно изолировать.

Микроклимат в кабине транспортного средства водителя представлен из совокупности влажности, температуры, движения воздуха. Температура внутренних поверхностей кабины должна отличаться от температуры воздуха в кабине не более 3 градусов. Кабины должны оснащаться системой вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха, что позволит устранить запотевание стекол, регулировать направление количества поступающего в кабину воздуха. Эти требования излагаются в «Санитарных правилах по гигиене труда водителей автомобилей» № 4233-86 от 30.12.86.

Рабочее место водителя считается загрязненным за счет сгорания топлива. Выбросы представлены в виде следующих веществ: углеродосодержащие продукты, продукты окисления азота. Токсичные вещества оказывают неблагоприятное влияние на водителя и снижают безопасность движения на дороге.

При АРМ водителя также необходимо выявлять параметры тяжести и напряженности трудового процесса. Для водителей главное - внимание, концентрация, осторожность на дорогах. Находясь за рулем, они являются ответственными не только за свою жизнь, но и за жизнь находящихся людей в салоне и в соседних транспортных средствах. Любое неверное движение по неосторожности, или, к примеру, несвоевременная ориентация при неправильных действиях других водителей на дороге, может обернуться аварийной ситуацией, исход которой, во многих случаях, бывает достаточно плачевным. Наиболее напряженной, в этом плане, является работа водителей-дальнобойщиков. Каждая третья авария на дорогах в России, согласно статистике, происходит по их вине. С одной стороны – погодные условия, плохие дороги, с другой – манера езды водителей. Несомненным фактором является также их утомляемость на дорогах. При перевозке тонн груза им приходится преодолевать тысячи километров. А это, иной раз, занимает, по несколько дней, даже недель. Работник выбивается из нормального ритма жизни, потому как ему приходится передвигаться и в ночное и в дневное время суток.

При экспертной оценке проверяется травмоопасность рабочего места и обеспеченность средствами коллективной защиты на основе нормативных локальных актов организации.

По результатам оценок водителям устанавливают класс условий труда, на основании которых назначаются компенсации, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870.

Главная цель аттестации, все же, не просто выявление производственных факторов на рабочем месте водителя, а последующее их рационализация. А улучшить условия можно только с помощью проведения рациональных мероприятий. Профилактика рабочей среды позволит сотрудникам чувствовать себя наиболее комфортно на своих рабочих местах.

Метки:
    Новый комментарий без регистрации