Наша жизнь уже не представляется без наличия транспортных средств. На момент выпуска первых моделей автомобиля, транспорт считался роскошью. Сегодня это лишь средство комфортного передвижения. Он имеется у многих, и, иной раз, даже не в единственном экземпляре. С одной стороны, удобство, с другой – опасность, которая таит в себе открытая общедоступность в его эксплуатации. В данном случае подразумевается картина аварий.
Порой, аварии случаются из-за неисправностей деталей. Подобные случаи можно предупредить с помощью регулярного проведения технических осмотров. А вот у специализированных водителей, которые являются работниками какой-либо организации и для которых транспортное средство считается рабочим местом, проследить подобные изменения и предупредить аварийные ситуации можно также с помощью проведения аттестации рабочих мест (АРМ, - ред.). Благодаря АРМ удается установить, какие негативные факторы влияют на водителя в процессе трудовой деятельности, разработать методы по их устранению (если это возможно), установить медицинские осмотры, компенсации и льготы.
Под рабочим место водителя принято подразумевать кабину транспортного средства. В ней он, как правило, проводит более 50% своего рабочего времени. Кабина транспортного средства должна соответствовать нормативным требованиям безопасности, чтобы исключить влияние вредных и опасных факторов на водителя. Рабочим местом может являться любое транспортное место водителя: начиная от мопеда (часто используется в работе курьеров, разносчиков пиццы), заканчивая самоходными (специальными) средствами (колесными и гусеничными тракторами и т.д.). Все категории работников будут считаться водителями. Поэтому, аттестацию рабочего места тракториста, водителя автобуса и т.д. будем относить к общему понятию – АРМ водителя, потому как процесс, вне зависимости от вида транспортного средства, будет проводиться по единой схеме.
Единая схема – это порядок, в соответствии с которым проводится аттестация. Таковым является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года №342н. При аттестации проводится инструментальная и экспертная оценка условий труда. Для того, чтобы начать ее, необходимо определится с составом аттестационной комиссии и аттестующей организацией, в полномочия которой входит проведение инструментальных замеров вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, - ред.). К выбору аттестующей организации работодатель должен подойти серьезно, потому как, любое несоответствие в представленных сведениях в органы государственной инспекции по труду приведет к тому, что АРМ придется проводить заново. А это довольно затратное дело. Подробнее с требованиями и рекомендациями при выборе организаций по аттестации, Вы можете ознакомиться в материале: «Организации, проводящие аттестацию рабочих мест».
При проведении АРМ выделяются наиболее типичные факторы, характерные для рабочего места водителя. При управлении автомобилем водитель подвергается влиянию следующих ВОПФ:
- шум;
- вибрация локальная (общая);
- неблагоприятные климатические условия;
- загрязнение воздуха кабины различными примесями.
Сила звуков при движении зависит от мощности двигателя и от звукоизоляции в кабине. Предельно допустимые нормы при передвижении легковых автомобилей, автобусов, специальных автомобилей, согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96, равны 60-70 дБА. При превышении показателей шума у водителя повышается уровень утомляемости, ухудшается острота зрения, теряется равновесие. Вибрация существенно снижает качество внимания и точность действий, провоцирует головокружение и головную боль. Особенно сильные величины вибрации и шума наблюдаются в кабинах трактористов, потому как, существует открытый тип кабины и закрытый. При открытом кузове естественный шум машины невозможно изолировать.
Микроклимат в кабине транспортного средства водителя представлен из совокупности влажности, температуры, движения воздуха. Температура внутренних поверхностей кабины должна отличаться от температуры воздуха в кабине не более 3 градусов. Кабины должны оснащаться системой вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха, что позволит устранить запотевание стекол, регулировать направление количества поступающего в кабину воздуха. Эти требования излагаются в «Санитарных правилах по гигиене труда водителей автомобилей» № 4233-86 от 30.12.86.
Рабочее место водителя считается загрязненным за счет сгорания топлива. Выбросы представлены в виде следующих веществ: углеродосодержащие продукты, продукты окисления азота. Токсичные вещества оказывают неблагоприятное влияние на водителя и снижают безопасность движения на дороге.
При АРМ водителя также необходимо выявлять параметры тяжести и напряженности трудового процесса. Для водителей главное - внимание, концентрация, осторожность на дорогах. Находясь за рулем, они являются ответственными не только за свою жизнь, но и за жизнь находящихся людей в салоне и в соседних транспортных средствах. Любое неверное движение по неосторожности, или, к примеру, несвоевременная ориентация при неправильных действиях других водителей на дороге, может обернуться аварийной ситуацией, исход которой, во многих случаях, бывает достаточно плачевным. Наиболее напряженной, в этом плане, является работа водителей-дальнобойщиков. Каждая третья авария на дорогах в России, согласно статистике, происходит по их вине. С одной стороны – погодные условия, плохие дороги, с другой – манера езды водителей. Несомненным фактором является также их утомляемость на дорогах. При перевозке тонн груза им приходится преодолевать тысячи километров. А это, иной раз, занимает, по несколько дней, даже недель. Работник выбивается из нормального ритма жизни, потому как ему приходится передвигаться и в ночное и в дневное время суток.
При экспертной оценке проверяется травмоопасность рабочего места и обеспеченность средствами коллективной защиты на основе нормативных локальных актов организации.
По результатам оценок водителям устанавливают класс условий труда, на основании которых назначаются компенсации, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870.
Главная цель аттестации, все же, не просто выявление производственных факторов на рабочем месте водителя, а последующее их рационализация. А улучшить условия можно только с помощью проведения рациональных мероприятий. Профилактика рабочей среды позволит сотрудникам чувствовать себя наиболее комфортно на своих рабочих местах.