То, что любое авто, едва покинув конвейер, немедленно начинает ржаветь, понятно каждому. Антигололедные препараты лишь ускоряют природный процесс. Коррозию остановить нельзя, мы в состоянии только приостановить ее победное шествие. Для этого существует антикоррозийная обработка.
Еще на заре автомобилестроения фирмы-автопроизводители пытались найти способы защитить металл от коррозии, но результат до сих пор неутешителен: коррозию можно только замедлить.
Сегодня применяют два основных способа замедления коррозии автомобиля. Первый заключается в применении гальванических покрытий кузова при его производстве. Отсюда происходит термин «оцинкованный кузов». Второй — антикоррозийная обработка кузова машины как при ее производстве, так и при эксплуатации.
Конечно, автомобили с оцинкованным кузовом служат дольше, однако и коррозируют быстрее. Цинк с успехом может служить самостоятельной защитой только на поверхностях ровных или с плавными изгибами и не подверженных механическим воздействиям. На кромках же, всевозможных краях и стыках панелей кузова или там, куда попадают камни и песок, цинк без поддержки «химии» пасует. Поэтому легенды о долгожительстве оцинкованных кузовов правдивы лишь в тех случаях, когда цинк становится частью общего барьера, дополнением к классическим консервантам, нанесенным в нужных местах и в нужном объеме. Особенно это относится к машинам second hand и восстановленным после аварий. Стоит окислителям проникнуть под слой цинка, как процессы внутри металла пойдут на порядок быстрее, чем снаружи.
Именно поэтому лукавая позиция автопроизводителей по поводу дополнительного «антикора» играет с автомобилистами злые шутки. Первый владелец даже не задумывается о потенциальных коррозийных проблемах в будущем. Из-за этого машину не обрабатывают сразу после покупки никакими составами. Зомбированный фирменными гарантиями коррозийной стойкости авто, его владелец не обращает внимания, например, на стертый с днища неудачными парковками на бордюры заводской антикор. Появление «отпескоструенных» участков лакокрасочного покрытия тоже не напрягает: мол, оцинкованный кузов все стерпит. «Цинковый» барьер против ржавчины действительно многое стерпит, но только если постоянно поддерживать в рабочем состоянии второй — «химический» — барьер. Поэтому даже оцинкованные автомобили рекомендуется все-таки подвергать регулярному осмотру и антикоррозийной обработке.
Больше всего вреда автомобилю наносит электрохимическая коррозия. Зимние дороги, посыпаемые антигололедными реагентами, дождь, образование конденсата при изменении температуры воздуха создают электролит, в который фактически погружен кузов авто. Наиболее подвержены коррозии скрытые полости кузова: пороги, полости дверей и т.д. В них скапливается вода, грязь, та же соль с дорог. Удалить все это сушкой практически невозможно. Поэтому для чистки полостей существуют дренажные отверстия, которые, однако, со временем засоряются.
Полная антикоррозийная обработка включает в себя несколько видов работ, для каждого из которых используются особые материалы и оборудование. Каждый вид работ предназначен для защиты определенных проблемных участков автомобиля. Внешние поверхности кузова, особенно днище, колесные арки, пороги, постоянно подвергаются воздействию камней и песка. Для защиты тут применяют специальные мастики густой консистенции, при высыхании остающиеся эластичными. Такое покрытие защищает краску от абразивного износа и предотвращает появление ржавчины на поверхности деталей.
Наносится такая антигравийная противошумовая мастика либо вручную кистью, либо распылением при помощи специального оборудования. Лакокрасочное покрытие перед защитой должно быть хорошо очищено от различных агрессивных соединений — окислов, солей и отслоившегося лака. Для этого перед обработкой кузова его поверхность полируют специальными очищающими полиролями. После этого наносят препарат вручную (губкой) по всей поверхности кузова. Затем идёт полировка автомобилей - растирают препарат специальной машинкой с закрепленным на ней шерстяным кругом. Такое покрытие защищает кузов от влаги из окружающей среды и содержащихся в ней окислителей.
Самый ответственный момент — обработка скрытых полостей. В таких местах, как уже было сказано выше, постоянно собираются влага и грязь, поэтому очень важно очистить от различных примесей все внутренние поверхности скрытых полостей. Сделать это достаточно сложно, поэтому процедура обработки производится при помощи средств, которые сами выталкивают ненужный «мусор». Обработка скрытых полостей производится при помощи распыления защитного вещества, в результате чего образуется туман, который отлично проникает во все недоступные места. Но одним распылением редко можно добиться хорошего результата, и здесь на помощь приходит электродрель. Для достижения лучшего проникновения защитного покрытия в незаметных местах кузова часто делают несколько отверстий, через которые и производится распыл «антикора». После нанесения в скрытые полости и на днище препараты постепенно (около суток) «схватываются».
В этот период лучше воздержаться от эксплуатации автомобиля. А при вынужденных поездках по снегу, воде, грунтовым и гравийным дорогам надо двигаться осторожно. Кроме того, на машине с катализатором можно ехать не ранее чем через три часа после обработки. Эта деталь выпускной системы при работе сильно нагревается, и случайно попавший на нее антикор может загореться. Поэтому необходимо время, чтобы из свежего покрытия выветрился легковоспламеняющийся растворитель.
Кстати
Практически все иностранные производители авто, продавая свои машины в России, дают трехлетнюю гарантию на целостность лакокрасочного покрытия и двенадцатилетнюю — на сквозную коррозию. Все официальные представительства фирм-автоимпортеров категорически утверждают, что дополнительная антикоррозийная предпродажная обработка их авто не требуется. Однако в инструкциях по эксплуатации многие из них все-таки рекомендуют ее проводить, ссылаясь на непредсказуемые свойства отечественных дорог. Другие автогиганты «мелким шрифтом» предписывают счастливому автовладельцу ежегодно предоставлять своего увешанного «гарантийками» «железного коня» на осмотр. Специально «заточенный» фирмой человек должен будет осмотреть лакокрасочные дефекты, образовавшиеся за год, и решить, как с ними бороться. Пропустил осмотр? Гарантия на лакокрасочное покрытие исчезла.
Алексей БАТУШЕНКО
"Московский комсомолец"