Евроинтеграция делает чудеса с автопромом Востока Европы, но и до прихода евроконцернов там кое-где теплилась своя странная автожизнь.
Однажды в чистом поле под Ромашково был пойман антикварный румынский джип. Нужна была попутка, никто не останавливался, а у румына как раз что-то затрещало под капотом, и хозяин решил проверить от греха. Оставалось подойти и познакомиться. Хозяин оказался общительным человеком, а когда выяснилось, что его машину ещё и знают по имени, вопрос с возвращением в Москву сразу решился.
Первое впечатление от ARO было странное: все наоборот, дверная ручка была устроена против логики, а дверной проем - против анатомии.
Умилительная приборная доска, незатейливые подушки сидений и рукоятки с черными набалдашниками. Эстетика советского трактора в неэкспортном исполнении. Идея старого Range Rover, казалось, была надета на «газик». У машины была сложная биография, детали которой терялись где-то в Молдавии. Но она «пахала».
Искать у нации корни - дело неблагодарное. Через каждую европейскую страну прошли сотни чужих армий с неизбежным смешением кровей. И все же румынов уверенно связывают с экс-кочевниками остготами, известными ещё во времена Рима. Румыны - единственные в Восточной Европе, кто говорит на языке романской группы, родственном французскому, испанскому и итальянскому. Вероятно, римские воспоминания, европейские амбиции и вечные турки на загривке и дали особую «заточку» Румынии на независимость, самостийность и еврошик.
Европейскому нефтедобытчику, казалось, самой судьбой было предначертано иметь автопром.
Действительно на старом заводике в Кампалунг-Муссель, что в войну делал пропеллеры, в 1953 г. группа энтузиастов начала собирать первые мотоциклы. В 1957 г. там освоили авто IMS-57, по виду вылитый «козел» - старый газик. Их построили 9 тысяч. Следующим номерами были M-59 с 4-х цилиндровым двигателем и M-461. Около 2 тысяч этих авто уже в начале 60-х удалось экспортировать в Колумбию и Китай. Параллельно под именем Rocar ещё в 50-х в румынском Брасове начали строить автобусы, троллейбусы, фургоны.
Возможно, сказалось то что, когда Черчилль и Сталин поделили Европу на столовой салфетке, Румынии был оставлен какой-то процент евровлияния. Плюс отсутствие советских войск и своя нефть. Румыны вели себя независимо от Москвы, и почти одновременно с Тольяттинским заводом затеяли свой автопроект. После смотрин Fiat, Alfa Romeo, Peugeot и других для «румынского авто» был выбран несуществующий Renault 12, планировавшийся на 1969 год. В итоге Renault отстроил завод в Питешти и там, в 1968 году начали строить Renault 8 под именем Dacia 1100.
»Дакия» звучало эффектно - так называлась римская провинция, на территории которой позже возникла Румыния. Первая из «Дакий» была подарена румынскому лидеру Николае Чаушеску.
В середине 60-х и на заводе в Кампуланге освоили новинку: внедорожник серии «24» с полностью закрытым кузовом, явно черпавшим вдохновение от дизайна Range Rover. Тогда же завод получил и название ARO, являющееся аббревиатурой от Automobil Romanesc. Первые модели ARO-24 имели движок мощностью в 85 л.с., способный разгонять авто до 115 км/ч, допустимый уклон - 35 градусов, кузова на любой вкус.
В начале 1970-х стартовала и обещанная Dacia 1301 (Renault 12) с 54-сильным двигателем, разгонявшим авто до 144 км/ч, но это была все же французская вещица. ARO же видимо унаследовал стиль «газиков», делавший машину не идеальной, но все-таки рассчитанной на годы и ремонт. Всего из примерно 125 тысяч ARO-24 всех мастей на экспорт, включая приличные Австралию и Канаду, ушло свыше 70% машин. Мало того, авто успел даже сорвать приз на одном из «Ралли Фараонов».
Когда цена на нефть взлетела до небес, Николае Чаушеску почувствовал себя «пупом земли» и вовсю заиграл на противоречиях НАТО - Варшавский договор. Казалось, Запад поддался. С диктатором братались европейские политики, на него сыпались титулы и технологии, и он решил строить свою несоветскую индустрию. Достаточно сказать, что Румыния договорилась собирать английские пассажирские самолеты BAC-1-11, сопоставимые с «Ту». По технологии MAN строились грузовики, под брендом Oltcit (первые три буквы от названия румынской провинции Ольтцит, последние - от Citroen) собирались французские малолитражки.
В 1981 г. на ARO в производство был запущен упрощенный внедорожник Dacia 10, внешне похожий на Jeep Wrangler.
90% производства шло на экспорт в Англию, Германию, Италию, Грецию. Только в Европе, машина имела дюжину торговых марок. Офис открылся и в США. Тем временем Чаушеску заигрался, набрал кредитов, и тут в феврале 1986 года упали цены на нефть. Евродрузья попросили вернуть долги. Николае с супругой посадили Румынию на голодный паек, и долги вернули, но сограждане им это не спустили. Справедливости ради необходимо отметить что, какие-то подачки социализма при Чаушеску присутствовали. Так «Рено»-»Дакии» вполне могли купить и обычные румыны, конечно, постояв в очереди.
Потом был не бархатный 89 год. Все девяностые госзавод не знал к кому прислониться, ставя на свою продукцию любые движки, но машины продавались. В 2003 г. пакет акций ARO был передан американскому инвестору, но последний только распродал оборудование. Что касается Dacia, то она утвердилась на орбите Renault и зажила неожиданно бурной жизнью. Бренд не убили, а подкормили. Кстати, на прошедшей недавно конференции в Москве, один из экс-сотрудников Renault вспоминал, что идея выпуска Logan родилась благодаря феномену «Лады». Французы якобы уловили тренд, оценив, что из-за высокой цены российские старушки теряют рынок, и значит, в России нужно продвигать дешевую «классику». Однако, думается, что идея была давно обкатана на франко-румынской кооперации. Так появлению угловатой Dacia Solenza в 2003 г. сопутствовали инвестиции в 220 млн. у.е. и план по завоеванию рынка «третьих стран».
На самом деле, если румыны или их европейские патроны когда-нибудь захотят придать своим авто индивидуальные черты, им стоит обратиться к теме вампиров. Технологи Голливуда говорят, что это самый хлебный киномиф. В России же после «Ампир V» Виктора Пелевина - это и вовсе самый шик.
Источник http://www.gazeta.ru