Когда автомобиль начинает странно себя вести, неопытные водители не всегда в состоянии понять, что именно сломалось и как нужно себя вести в данной ситуации. Универсальный совет «отогнать машину в сервисный центр и пусть они ломают голову» хорош лишь в том случае, если есть возможность оплатить любые ремонтные услуги, не разбираясь в их сути.
В то же время, научиться точно определять происхождение каждого стука и скрипа – задача не из легких. Обилие узлов и деталей, способных выйти из строя, может привести в ужас любого, за исключением, разве что, профессиональных механиков и инженеров. Стать таковым обычному автовладельцу не под силу, но есть ряд признаков, которые должен научиться замечать каждый, поскольку они сигнализируют о поломке самой важной части автомобиля – его силовой установки.
Силовая установка автомобиля – это двигатель в сборе или совокупность двигателей, если речь о гибриде. Неполадки с двигателем опасны не только сами по себе, они могут привести к многочисленным поломкам в других системах, так или иначе взаимодействующих с мотором. Изначально, двигатели обладают большим запасом прочности – «сердце» автомобиля должно бесперебойно работать гораздо дольше, чем все остальные узлы и агрегаты. Но, любой механизм имеет свой запас прочности, для двигателей он равен 150 тысячам километров у моторов отечественного производства и 200-250 тысяч и более, если используются двигатели из германии, Великобритании и других стран, известных качественными моторами. Родной для автомобиля двигатель, в большинстве случаев, служит гораздо дольше, чем контрактный двигатель, который приходит ему на смену. В чем загадка данной особенности никто не знает, но, факт остается фактом – бережное отношение к двигателю нового автомобиля позволит значительно продлить срок его службы, по сравнению с гарантийным лимитом.
Вибрации от плохих дорог, некачественное топливо и масло, неправильная эксплуатация двигателя – все это приводит к уменьшению срока его службы и различным поломкам. К признакам необходимости ремонта двигателя относятся слишком большой расход топлива, необходимость часто доливать масло, странные звуки, доносящиеся из-под капота. Любой из данных сигналов намекает на необходимость ремонта с высокой вероятностью того, что ремонтировать придется именно двигатель. Об это говорит и его неустойчивая работа на холостых оборотах. Если же из-под капота валит пар или из глушителя начали появляться клубы голубого или черного дыма, то автомобиль рекомендуется немедленно заглушить и переправить его к месту ремонта при помощи эвакуатора, чтобы не рисковать не только автомобилем, но и собственной жизнью, а так же здоровьем окружающих.
Чего именно требует двигатель – ремонта или полной замены – решать должен уже специалист. Он ценит степень износа деталей двигателя, для чего необходимы специальные знания и соответствующее оборудование. Если повреждения обнаружены в отдельных деталях, то можно будет обойтись просто их заменой, но нужно учесть, что отремонтированные двигатели уже не так долговечны и установка новых деталей не гарантирует бесперебойной работы мотора на долгий срок. В то же время, полностью заменить двигатель стоит гораздо дороже и отнимет больше времени – оно понадобится не только на ожидание доставки и установки нового мотора, но и на посещение ГИБДД, куда потребуется сообщить о новом двигателе, чтобы внести в документы на автомобиль соответствующие исправления. Подобная перспектива мало у кого вызывает воодушевление, однако, если двигатель полностью израсходовал свой ресурс и начал барахлить, то, вероятность выхода из строя абсолютного большинства его деталей очень высока, и тогда ремонт старого двигателя обойдется даже дороже, чем полная его замена.