Ушла с молотка любимая марка Джеймса Бонда – Aston Martin. После 20 лет своей американской истории легендарная фирма вновь становится британской. За возвращение национального достояния заплатили $925 млн.
Более полугода понадобилось Ford, чтобы найти покупателя на Aston Martin. В итоге компания была продана консорциуму инвесторов, в который вошли американские и ближневосточные инвесторы, но, так как во главе консорциума стоит британец Дэвид Ричардс, на туманном Альбионе празднуют возвращение Aston домой.
Дэвид Ричардс для английских любителей автомобилей – персона знаковая. Человек, выигравший в качестве штурмана титул чемпиона мира по ралли, сегодня возглавляет компанию Prodrive. Эта фирма занимается подготовкой гоночных машин для команд Subaru и Aston Martin. Кроме Ричардса и его Prodrive в консорциум вошли кувейтские компании Investment Dar и Adeem Investment Co., а также Джон Синдерс, американкий коллекционер Aston Martin. Ford, на протяжении последних двадцати лет являвшийся единоличным владельцем компании, сохранил за собой долю в Aston Martin, равную примерно 9,4%.
Чисто британский этап в жизни Aston Martin закончился в 1987 году, когда Ford купил 75% акций фирмы. Спустя еще 7 лет, в 1994-м, выкуп автомобилей Ford и остальных акции.
В то время легендарный английский производитель суперкаров был на грани банкротства – в 1992 году было выпущено всего 46 машин. Однако Ford удалось вернуть Aston Martin к жизни, причем фирма поднялась на такие высоты, о каких прежде и не мечтала.
Например, в прошлом году был установлен рекорд продаж за всю историю марки – 7000 автомобилей. Примерно столько же будет продано и в этом году. Для сравнения: за первые 88 лет своего существования компания продала всего 16 000 машин. Но если дела у Aston пошли в году, то финансовое положение Ford, напротив, год от года только ухудшалось. В итоге в 2006 году Ford тоже установил рекорд, но другого рода: этот год стал худшим с момента основания компании в 1903 году.
Закончив прошлый год с убытками более чем в $12 млрд, Ford Motor Company была вынуждена начать реструктуризацию, которая включает в себя закрытие 12 заводов и массовые сокращения. Чтобы пережить дорогостоящие реформы, Ford пришлось заложить почти все свои активы в США, начиная с заводов и заканчивая знаменитым логотипом с голубым овалом. Продажа Aston Martin – еще один шаг, который должен помочь Ford в тяжелой ситуации.
С тех пор как стало известно, что Aston Martin выставлен на продажу, стали обсуждаться его возможные новые владельцы. Приобрести легендарную компанию с 94-летней историей, по разным источникам, собирались многие. Всего было около 30 предложений. Но ближе всех к покупке был концерн LVMH. Его владелец, французский миллиардер Бернар Арно, входит в десятку самых богатых людей планеты, по версии журнала Forbes, с состоянием $21,5 млрд. Он рассматривал возможность покупки Aston Martin для последующего его включения в состав LVMH, в который уже входят люксовые бренды Moet, Hennessy, TAG Heuer и Louis Vuitton. Также французу принадлежат Givenchy, Christian Lacroix, Kenzo, Prada, Fendi, Donna Karan International.
Однако стать частью гламурной империи Бернара Арно Aston Martin помешала цена, которая показались французу слишком высокой. Впрочем, говорят, что и глава Aston Martin Ульрих Без был против продажи фирмы корпорации, никаким образом не связанной с автомобильным бизнесом.
Новой сделкой мистер Без доволен гораздо больше: «Это удивительная возможность для Aston Martin. Мы уверены, теперь у нас есть все, чтобы поднять компанию на еще более высокий уровень».
Aston Martin, ведущая свою историю с 1913 года, стала в Великобритании настоящим национальным достоянием, когда в 1964 году машина этой марки появилась в фильме «Голдфингер» в качестве личного транспорта Джеймса Бонда. С тех пор разные модели «Астона» фигурировали еще в шести фильмах «бондианы», включая последний – «Казино «Рояль».
В разное время Бонд успел поездить на Aston Martin DB5, Aston Martin DB Mark И, Aston Martin DBS, Aston Martin V8 Vantage Volante и Aston Martin V12 Vanquish.
В результате сделки Aston Martin будет отделен от своих партнеров по премиум-подразделению Ford (Ford Premier Automotive Group) – Jaguar, Land Rover и Volvo. Впрочем, не исключено, что в будущем его судьбу повторят и другие люксовые бренды из этого списка. Ранее уже сообщалось, что в случае плохих финансовых показателей Ford рассмотрит возможность продажи Jaguar. Скорее всего, долго ждать объявления об этом не придется. Так, только в одном 2005 году Ford Premier Automotive Group понесла убытки в размере $1,6 млрд, значительная часть которых была потерями подразделения Jaguar. И, хотя в прошлом году потери были меньше – $327 млн, большая часть из них снова на совести Jaguar. Впрочем, не исключено, что позже будет продан и Land Rover.