DaimlerChrysler = Daimler-vs-Chrysler

Cris1

История «Крайслер» делает очередной вираж над обрывом. DaimlerChrysler начинает процесс развода со своей американской половиной, а пресса исходит слухами о возможном приобретении «Крайслера» другим китом «Большой тройки» - GM.

«Резня в День Святого Валентина» - окрестили рабочие с Chrysler известие об увольнении из своих рядов 13 тысяч сотрудников, которое обрушилось на них под 14 февраля. Таких «валентинок» и в таких объемах явно не ждали. И «машины у них никакие» и «лучше пусть они, чем мы…», - огрызаются на вопрос о классовой солидарности немецкий рабочие с Daimler. Атлантический альянс трещит по швам, документы на развод вроде бы уже готовятся, а тем временем из под глухих топ-менеджерских дверей подтекает информация о грядущем альянсе брошенной немцами корпорации с «Дженерал моторс». Переговоры якобы ведутся уже месяц, пока речь о совместных платформах с естественным старшинством GM. «Большая тройка» вполне может превратиться в «двойку», учитывая хронические заболевания обоих монстров, а также традицию «дженералов» растворять марки в себе. Впрочем, какой бы результат не дал альянс, для Chrysler это - что сырая могила. Во всяком случае, для того «Крайслера», которым его помнят.

Корпорация ворвалась на американский авто-Олимп последней. Фирма родилась так. Бывший вице-президент GM, гениальный кризисный менеджер, Крайслер выкупил поднятую им автокомпанию Maxwell и в 1925 г. назвал ее свои именем.

В конце 20-х Крайслер также сумел выкупить мощное предприятие Dodge, а также добавить к созданному семейству две сочиненных и одну реинкарнированную марку. Это были Plymouth, Imperial и De Soto. Одна - под народ, одна - под господ, и последняя: для хороших и скучных семьянинов со средним достатком. В купе получалось, что против каждой модели GM и Ford, Крайслер мог выставить своего игрока. Все это было, конечно, мило, но рынок был уже поделен и, хотя в Штатах все тогда росло, нужно было как-то выдвигаться. Крайслер и выдвигался. Сначала он потряс всех, выставив против конкурентов доступную машину, развивавшую бешеную тогда скорость в 93 км.ч. Ревущие двадцатые были подвинуты на скорости, и продажи за год передвинули фирму с 57 на пятое место! Потом он выдвинул ввысь тайно спрятанный шпиль в своем строящемся небоскребе, таким образом «сделав» в гонке на высоту небоскребы конкурентов. Chrysler building ещё и остался самым стильным из нью-йоркских небоскребов - у Крайслера был вкус к искусству. Показатели фирмы и почти не просели в депрессию, когда старуха смерть косила марки направо и налево. Мало того, корпорация даже вышла на второе место в «большой тройке»

Chrysler оказался и первым автоконцерном, попытавшимся продвинуть в серию аэродинамику в известной Airflow. Правда, усталый американский обыватель идею тогда успешно провалил, но сам почин сделал фирме славу, а Toyota начала свою автокарьеру с откровенной копии этой модели. С самого начала корпорация серьезно вкладывалась в опытно-конструкторские разработки (сам Крайслер начинал инженером), и этот шлейф «продвинутости» за фирмой остался. При этом счастье искалось не только а автотехнике.

В тридцатых, когда США, если и угрожали, то больше на бумаге, корпорация дальновидно подсела на «войну», так что, с первой канонадой Chrysler превратился в крупнейшего танкостроителя Америки и оставался таковым до начала восьмидесятых (танки «Абрамс» - ещё крайслеровский продукт).

Нетрудно догадаться, что «холодная война» и постоянство Пентагона превратили танковый бизнес «Крайслер» в прочный финансовый стержень компании. Сороковые и пятидесятые Chrysler провел, купаясь в не бывалом спросе: в войну Рузвельт запретил делать легковые авто, и сначала работал неуемный послевоенный дефицит, а потом спрос дарило Процветание 50-х.

Тогда, как и вся «большая тройка», Chrysler вытягивал кузова своих детищ словно жвачку. Морды «демобилизованных» Dodge хорошо узнавались, то и дело выдавались сильные дизайнерские концепты. Казалось, это был звездный час Chrysler: три империи почти на равных соревновались в авангарде мировой автодержавы. «Кадиллакам» и «линкольнам» должен был не давать дорогу «империал», чиновно-замовские «бьюики» должен был осаживать «крайслер», в хвост сельским интеллигентам на «олдсмобил» и «меркюри» дышали «де сото», а осмелевшим «понтиакам» и «фордам» мог запросто намять бока «додж». Для пролетариев всех стран у Chrysler была припасена «фурия» Plymouth, вполне соперничавшая по размаху крыльев с Chevrolet. 90 тыс. акционеров, 57 миллионов авто от корпорации бегает по стране, 6 миллионов продается в год. А ещё танки…Не хватало только мирового «господства», но и оно придет. Где-то в этом счастливом далеко что-то и посыпалось.

Сначала поплыла структура: клиенты De Soto растворились и марку закрыли. К концу 60-х был «убит» и Imperial - после крылатого прорыва Cadillac остальной американский автошик как-то сразу померк, а Chrysler своему «люксу» имидж так и не создал. Из общего кризиса выбрались к 70-м, но это было уже не то.

Как позже вспоминал Ли Якокка, работавший в Ford, там «не чувствовали» Chrysler. То есть «крайслеры» и «доджи» встречались на дорогах, но о них можно было не вспоминать в конкурентной борьбе. Нет, нет, они были симпатичными, продвинутыми и скоростными, но в драке за основные рынки не участвовали. Хита не было. Видимо, пытаясь изменить ситуацию, Chrysler повадился покупать европейские фирмы, уморил их, и потом вынужден был сдать оптом. С другой стороны, пирога на всех хватало, и сам Chrysler, не чувствуя конкуренции, тихо деградировал в плохоуправляемую империей, работающую с узкими провинциальными сегментами рынка. В первый раз корпорация узнала, что она «тварь дрожащая» в 1979 г., когда очередной виток роста цен на нефть убил спрос на автомобили. То, что она ещё и «право имеет», она узнала от товарища Якокки, доказавшего, что государство должно любить рабочих и хранить крупные империи, как национальное богатство. Получив от конгресса «подъемные» фирма довольно быстро воспрянула, доказав, что дело не в технике, а в системе.

Государству все вернули. Восьмидесятые Chrysler отметил реинкарнацией автомобилей с откидным верхом и сменой эмблемы, разработкой минивэнов и внедорожников. Купив American motors, Chrysler дал новую жизнь такому хиту как Cherokee. В 90-х снова не заладилось, и итогом передряг стало рождение DaimlerChrysler. Из инсайдерской информации было известно, что альянс, в котором американцы были младшим, но далеко не бесправным партнером, потряхивало с самого начала. Даже внешне гибрид был странным: мощная традиция немецкого «люкс» и не менее самобытная традиция американского автомобиля, круглое и квадратное. И все же за время альянса Chrysler не только обрел «лицо», но и сумел протиснуться в Европу. Забавно наблюдать как в снятом в Германии фильме «Босиком по мостовой» немецкий богатей фигуряет на огромном мордатом Chrysler 300C. Раньше такого немца можно было представить на чем угодно, но не на Chrysler.

Источник

    Новый комментарий без регистрации