Ровно сутки продолжалась забастовка на российском заводе Ford во Всеволожске. Начавшись в ночь с 13 на 14 февраля, через 24 часа она была временно прекращена. Но, поскольку профсоюзные деятели так и не добились улучшения условий труда, они не исключают, что снова остановят конвейер.
Решение прекратить забастовку и вернуться к работе было принято на собрании рабочих. Как рассказал глава профсоюза предприятия Алексей Этманов в интервью «Интерфаксу», за то, чтобы вернуться к работе, высказались 500 человек. Всего же в акции протеста приняли участие 1500 рабочих.
Хотя выпуск машин на предприятии восстановлен, нельзя сказать, что конфликт между руководством и сотрудниками «Форда-Всеволожска» исчерпан. Сегодня должна состояться встреча сторон, на которой будет предпринята еще одна попытка найти компромисс. До этого предложенное руководством увеличение зарплаты на 14–20% и введение для работников дополнительных социальных льгот профсоюз посчитал недостаточным. Рабочие требовали 30-процентой прибавки к зарплате и обеспечения целого ряда социальных гарантий.
Так, среди выдвинутых ими требований гарантии рабочих мест, признание вредности на производстве для некоторых категорий рабочих, введение новой системы нормирования труда, улучшение техники безопасности и отказ от заемного труда.
Сейчас, по словам Этманова, примерно 10% работников завода имеют договоры не с самим предприятием, а со сторонними агентствами, что делает их фактически бесправными.
Так, даже участвовать в этой акции протеста они не имели права, ведь юридически не являлись работниками завода. Эти люди числятся сотрудниками так называемых персональных сервисных агентств – предприятий-посредников, торгующих рабочей силой. То есть, по сути, завод их взял в аренду для выполнения неких задач. Срок их пребывания на предприятии определяют между собой агентство и завод. В принципе, ничто не мешает им работать так даже несколько лет. При этом, естественно, на таких работников не распространяются предусмотренные коллективным договором социальные блага, так как у них действует контракт с другой фирмой.
Среди агентств, с которыми заключены договоры у тех, кто работает на «Форде-Всеволожске», по информации Этманова, есть и известная во всем мире фирма «Адеко». Правда, в пресс-службе Ford эту информацию опровергли, сказав, что все рабочие являются сотрудниками завода и имеют права как на все социальные программы, так и на акции протеста.
Правда, в данном случае, по словам пресс-секретаря компании Екатерины Кулиненко, вряд ли можно говорить о праве на забастовку, так как суд признал ее незаконной.
Впрочем, последнее еще предстоит доказать в суде высшей инстанции, так как, по словам адвоката рабочих завода Римы Шарифуллиной, профсоюз намерен в течение 10 дней обратиться в Верховный суд РФ с апелляцией на решение Ленинградского областного суда.
Кроме переговоров с руководством завода сегодня рабочим предстоит и еще одна встреча. В 11 часов предприятие должен посетить председатель Совета федерации РФ Сергей Миронов. Как сообщил «Газете.Ru» лидер профсоюзного движения завода «Форд-Всеволожск» Алексей Этманов, инициаторами приглашения Миронова были сами рабочие, которые надеются, что он поможет разрешить конфликт с руководством предприятия.
По словам Екатерины Кулиненко, никаких дисциплинарных мер по отношению к организаторам акции протеста не принято, так что, если профсоюз и руководство завода найдут компромисс и коллективный договор, ставший причиной конфликта, будет подписан, все продолжат работу в нормальном режиме. Впрочем, пока время встречи конфликтующих сторон еще не назначено. Также не решено, носит ли остановка забастовки временный характер или рабочие вернутся к акции протеста, которая уже стоила заводу 303 невыпущенных автомобилей – именно столько «Фокусов» производит предприятие в день.
Кстати, по словам Этманова, вчера рабочие российского Ford получили письмо от производственного совета немецкого завода Ford, который обязался не допустить поставки в Россию автомобилей со своего предприятия.
Таким образом немцы рассчитывали поддержать российских коллег в их акции протеста. Напомним, что благодаря поставкам «Фокусов» из Европы российский Ford надеялся компенсировать простой конвейера во Всеволожске. Однако, как рассказала Екатерина Кулиненко, эти заявления не стоит принимать всерьез, так как 1700 автомобилей уже в выходные поступят на склады. Это первая партия из запланированных 2300 европейских Focus, которые должны оказаться у дилеров к началу марта.