Российский рынок проката автомобилей довольно молод. Его история началась около тридцати лет назад, хотя первые попытки познакомить россиян (тогда еще – жителей СССР) с подобной услугой предпринимались еще в середине XX века.
В Советской России прокат автомобилей не прижился в силу множества причин. С наступлением эры капитализма, российский рынок проката пережил «второе рождение», фактически начав свое развитие с чистого листа. Этим объясняется сильное отставание от Западного рынка автопроката, где машину в прокат берут охотно, все системы отлажены и клиенту нужно потратить всего несколько минут, чтобы получить автомобиль и отправится на нем по своим делам. Российские компании только приближаются к подобному уровню сервиса, перенимая опыт западных коллег и пытаясь сочетать его с особенностями местного законодательства.
Впрочем, законодательство РФ – далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются компании, предоставляющие автомобили в аренду. Невысокое качество дорог и бензина, большое число аварий, вызванных низким уровнем культуры вождения, и частые случаи мошенничества со стороны заказчиков, вынуждает компании ужесточать требования к клиентам, закладывать риски в стоимость аренды и уделять особое внимание юридическому оформлению договоров. Естественно, это не самым благобриятным образом сказывается на стоимости аренды. В результате, большая часть компаний, предоставляющих авто на прокат, ограничивают свою деятельность крупными городами, жители которых хорошо зарабатывают и могут себе позволить если не купить автомобиль, то взять его в аренду. Особенно активно компании осваивают столичный рынок – аренда автомобилей Москва предоставляет огромный выбор предложений, среди которых можно обнаружить и довольно недорогие варианты, если клиент собирается взять автомобиль напрокат без водителя.
Прокат автомобиля без водителя пользуется гораздо большим спросом, чем аренда автомобиля и водителя одновременно. Клиент в этом случае может сэкономить и получить большую свободу передвижения, а вот компания вынуждена доверить ему свое имущество (то есть, автомобиль), надеясь на порядочность и ответственность клиента. К сожалению, случаи угона арендованных автомобилей далеко не редки и сегодня, одной из главных задач компаний, является борьба с угонщиками. Для этого предлагают создавать черные списки клиентов, нарушающих условия проката, и активно оснащать автопарк современными средствами слежения и защиты. Однако, до объединения всех заинтересованных компаний и выработки консолидированных правил, с помощью которых удастся упорядочить рынок аренды автомобилей и сделать его более прозрачным для всех сторон, повысив уровень безопасности ведения бизнеса и доверия со стороны клиентов, к сожалению, еще очень далеко.