Последние дни в СМИ активно обсуждается скандал вокруг крупнейшей германской общественной организации автомобилистов ADAC. Сначала компанию обвинили в подтасовке результатов премии “Желтый Ангел”, затем всплыли подробности использования оснащенных по последнему слову техники медицинских вертолетов клуба в личных целях топ-менеджмента. Теперь под сомнения попадают многие тесты и исследования, которые компания проводит ежегодно и которым доверяет большая часть автомобилистов Европы. И если еще некоторое время назад россияне не задумывались о вступлении в подобные автоклубы помощи на дорогах в России, то теперь поднятая в российских СМИ тема заставила их обратить внимание на этот сегмент. Поможет ли это укрепить данную культуру в России или отпугнет покупателей - покажет время.
А что же в России?
Компаниям, решившим перенять европейский опыт и перенести его на российский рынок пришлось поначалу очень не легко. Причин тому множество. С одной стороны, потребитель был не готов к новомодной услуге: при любой сложной ситуации на дороге привычнее было попробовать разобраться самому в сложном устройстве автомобиля или обратиться за помощью к друзьям. К тому же долгое время процветал нелегальный вид бизнеса по оказанию услуг помощи на дорогах, отголоски которого раздаются и по сей день. Многие автомобилисты, столкнувшись хотя бы раз с некачественным оказанием услуг или вообще с отсутствием какой-либо помощи, сформировали негативное отношение к данному сервису. С другой стороны, компаниям пришлось не только завоевывать доверие автовладельцев, но и тщательно выстраивать бесперебойную работу всех внутренних отделов. Было понятно, что многие бизнес-процессы, прошедшие многолетнюю “обкатку” в Европе, для России просто неприемлемы. Удаленность друг от друга населенных пунктов, плохие дороги, отсутствие достаточного количества спецтехники, недостаточные технические знания персонала - все эти факторы существенно подняли планку входа на рынок, оставив на нем таким образом только сильных игроков, которые смогли приблизить свой сервис к европейскому уровню. Действительно, лучше слов говорят цифры. За последние три года количество членов автоклубов в России возросло более чем в 10 раз!
СПРАВКА:
Первый в России клуб - «Московский автомобильный клуб» - был создан 20 марта 1900 года. 24 ноября 1902 года был основан Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб (СПАК). Началась подготовительная работа по объединению автомобилистов в единую российскую организацию. В результате в 1903 году было создано Российское Автомобильное Общество (РАО). 19 декабря 1909 года Российское Автомобильное Общество обрело статус «Императорского» (ИРАО), что значительно повысило еговозможности. К лету 1914 года в стране уже активно действовало более двадцати автомобильных клубов.
Тем не менее, множество проблем еще необходимо преодолеть. По словам генерального директора Русского АвтоМотоКлуба Константина Алексеева, клубная традиция в среде автомобилистов формировалась в Европе поколениями. В нашей стране до революции 1917 г. шло активное становление объединений автомобилистов в России по образу и подобию автоклубов стран Европы. Однако, революционный вихрь смел эти благие начинания в данной сфере, а в советские времена в стране могли существовать только официально навязанные властью «общественные» организации, которые совсем не отвечали реальным потребностям автовладельцев. В итоге, с распадом советского строя, история автоклубов в России пишется «с чистого листа». Поэтому в нашем обществе пока и отсутствует данная культура.
СПРАВКА.
Всероссийское общество автомобилистов создано Правительством в 1973 году. Членский взнос составляет 300 рублей в год. За это автомобилистам при необходимости предоставят юридические консультации, а также эвакуацию и автотехпомощь со скидкой.
Русский АвтоМотоКлуб (РАМК) основан в 2010 году. Является дочерней компанией европейской ассоциации автомобильных обществ ARC Europe. Стоимость годовой карты составляет от 1200 до 8900 рублей. В минимальный пакет входят: эвакуация с места ДТП, вскрытие автомобиля, такси при эвакуации, замена поврежденного колеса, подвоз топлива, техническая и юридическая консультации по телефону. Располагает собственным автопарком тех.помощи и эвакуаторов. Обслуживает более чем в 400 городах России и 48 странах Европы.АвтоКлуб “Ассистанс-Рус” (АКАР) создан в 2001 году. Основные услуги, предоставляемые компанией: информационно-диспетчерская поддержка, эвакуация, выезд автомеханика, корпоративное обслуживание и др.
Продолжая говорить о России, можно провести аналогию с ситуацией при покупке расширенного полиса ОСАГО. Если произойдет серьезное ДТП, сумма ущерба наверняка превысит стандартные 120 000 рублей, тем не менее большинство автомобилистов не хотят переплачивать и 1000 рублей, чтобы обезопасить себя на 1 млн. То же самое происходит и в случае с вступлением в автоклуб. Пока с машиной все в порядке, мы не задумываемся о возможном происшествии. Тем не менее, любая, даже самая небольшая поломка на дороге влечет за собой значительные расходы на разовый вызов эвакуатора или техпомощи, тогда как стоимость клубной карты составляет в среднем всего от 2 до 5 тысяч рублей в год, при этом количество обращений не ограничено.
Какие перспективы?
Как повлияют события вокруг ADAC на российский рынок ассистанс-компаний? Эксперты в данной области сходятся во мнении, что последствия никак не отразятся на российском сегменте.
Как комментирует главный эксперт Всероссийского Общесства Автомобилистов Андрей Карлов:
Ситуация с «кредитом доверия» у ADAC никоим образом не повлияло на отношения к автоассистантам в России. Уменьшение доверия к источникам аналитической информации в России невозможно ввиду её отсутствия – мы делаем своё дело, а входить в область маркетинга в автосоциуме мы пока не научились. Да и незачем: вера российского автомобилиста «дяде Васе» из соседнего гаража пока ещё непоколебима против посылов автомассмедиа
По словам генерального директора РАМК Константина Алексеева: данная ситуация существенного влияния не окажет. Действительно, автоклубы постепенно превращаются в самостоятельный рынок, и этот процесс необратим. Если пару лет назад основную часть дохода они получали от автопроизводителей, которые заключали контракты с ассистанс-компаниями и предлагали своим покупателям данные услуги при покупке нового автомобиля в рамках пакета доп. опций, то сейчас многие крупные игроки видят перспективы в работе с конечным потребителем. С одной стороны, затраты на маркетинг и рекламу сильно возрастают, но с другой стороны - данное направление поможет охватить большую часть аудитории и выстроить сильные бренды, к которым сформируется доверие автовладельцев и, как следствие, со временем членство в клубе станет непременным атрибутом хорошего тона среди автомобилистов в России.