По данным соцопроса, гаишники стали гораздо меньше брать взяток. В ГАИ России считают, что это потому, что «растет сознательность инспекторов». Правозащитники же результатам опроса не верят, уверяя, что опрошенные водители просто боятся признаться во взятках.
По результатам опроса «Левады-Центр», проведенного в январе 2007 года, в России больше других взятки берут в ГИБДД. Из 1600 человек в возрасте от 18 лет в 46 регионах страны 12% анонимно признались, что давали взятку сотруднику ГАИ, и он ее брал. При этом патрульным и постовым платили 8%, а покупали себе права и техосмотры – 4%. Но говорить о том, что в МРЭО гаишники честнее, не приходится. ТО нужно проходить раз в год, права получать раз в десять лет, а по дорогам автомобилисты ездят постоянно. Кроме того, из данных опроса видно, что ГИБДД далеко оторвалось от своих ближайших конкурентов по этому рейтингу. На медиков, занимающих 2 место, пожаловались 9%, а третье место делят институты и госорганы, регистрирующие права на жилье – 3%.
Хотя, если сравнивать с данными прошлогоднего опроса, в МРЭО действительно стали брать меньше. В прошлом году за техосмотр и права платили 5%. Также снижается относительное количество взяток. Вместе с количеством автомобилей в стране увеличивается и число правонарушителей – в прошлом году, в ходе опроса, в том, что они нарушают правила, признались 11%, а в этом – 14% респондентов. А вот число злостных взяточников среди автомобилистов не меняется – 8%.
В результате социологи подсчитали, что теперь в 57% случаев столкновения гаишника с водителем гаишник получает взятку. В прошлом году эта цифра составляла 78%.
Пресс-секретарь ГАИ России Владимир Шевченко, комментируя эту статистку, заявил, что мы стали свидетелями появления на дорогах сознательных инспекторов. «Это в первую очередь связанно с появлением положительных подвижек в правовом сознании наших сотрудников», – считает он. А всплеск правового сознания, по мнению Шевченко, спровоцировал Владимир Путин. «Он ведь в своем указе дал задание разработать для них программу социальной защиты и дать им достойную компенсацию, – пояснил Шевченко. – Вот они и почувствовали заботу и стали сознательнее».
При этом Шевченко уверен, что карательные меры тут ни при чем. «Интенсивнее наши проверки работы инспекторов не стали. Как всегда проверяли, находили и увольняли, так и продолжаем работать. А как тут закручивать гайки, если инспектор на дороге пять тысяч получает?»
Кстати, в ГАИ России уверены, что во многом во взяточничестве на дорогах виноваты богатые автолюбители, которые буквально засовывают инспекторам тысячерублевые купюры в карман, а если инспектор отказывается взять деньги, начинают повышать ставки.
Однако правозащитники считают, что пока рано радоваться возросшей сознательности сотрудников ГИБДД. По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, такая статистика не отражает реального положения дел. «После того как в прошлом году водителю грузовика впервые за взятку сотруднику ГАИ дали реальный срок – 2,5 года, автомобилисты не так охотно говорят о взятках, пусть даже и анонимно», – считает он.
«С другой стороны о взятках «Левада-центру» жалуются люди, у которых деньги вымогали, – говорит Травин. – Например, валили на экзамене на права. Те, кто за свои деньги получили услугу высокого уровня – техосмотр или права на дом, – об этом вряд ли будут рассказывать социологам». При этом даже эта статистика показывает, что инспекторы ДПС продолжают получать на дорогах стабильный доход – как было 8 % взяток за нарушения в прошлом году, так и осталось. То есть меньше они точно брать не стали, уверен Травин.
Источник http://www.gazeta.ru