Нефть имеет множество жидких фракций, одной из которых является бензин. Он получается вместе с остальными во время возгонки нефти. В его составе содержатся молекулы углеводорода длиной от C 5 до C 10. Также, данное топливо имеет свои разновидности по свойствам и внутреннему составу. Помимо способа первичной переработки нефтяного сырья, бензин находят в попутном газе (в процессе переработки) и так называемых «тяжелых» нефтяных фракций.
Газовый бензин образуется из газовых выделений в нефтяной промышленности. Он, главным образом, состоит из предельных углеводородов с тремя и более атомами CO2. Такой бензин может быть стабильным и нестабильным, а также легким и тяжелым. Отлично подходит современным автомобилям, экономичный и эффективный. С таким бензином нужда в диагностике систем управления двигателями станет чрезвычайно редкой. Используется в производстве нефтехимических продуктов в качестве сырьевого компонента, на заводах органического и неорганического синтеза, а также для получения индивидуального вида бензина с заданными характеристиками (компаундирование).
Крекинг-бензин – нефтяной продукт, получаемый после дополнительных стадий переработки нефти. При перегонке нефти в обычном режиме, на долю бензина приходится только 10-20% от общего объема жидкого топлива. Следовательно, количество бензина увеличивают путем нагревания тяжелых фракций, после чего происходит расщепление крупных молекул на мелкие. Такой процесс называется крекингом и проводится, как правило, при температуре 400–500 градусов Цельсия. Крекинг увеличивает долю получаемого бензина до 60-70%.
Пиролизом называется крекинг бензина при более высоких температурах – от 600 до 700 градусов Цельсия. При использовании сразу двух способов добычи бензина: крекинга и пиролиза, нефтеперерабатывающим станциям и предприятиям, согласно анализу и обработке статистических данных, удается получить до 85% бензина от общего объема исходного сырья. Отметим, что первую промышленную установку и сам способ крекинга нефти для получения высококачественного бензина открыл русский инженер В. Г. Шухов в 1891 году.
Мы перечислили лишь незначительную часть от всех существующих видов бензина. Важно знать, что он классифицируется не только с автомобильной точки зрения (по октановому числу), но и с промышленно-бытовой. Исходя из этого, можно сказать, что для разных сфер производства применяют тот бензин, который лучше всего подходит по своим химическим характеристикам.